Как Холмс и Ватсон оказались на детской железной дороге
В детстве всегда хочется, чтобы в игре было всё «по-настоящему» – как у взрослых, пусть и поменьше. Помните железную дорогу, которую нужно собирать на полу? Не дурацкую пластмассовую, с розовыми тележками, а ту, «всамделишную», производства ГДР, где вагончики железные, тяжеленькие, и рельсы раскладываются на полкомнаты? Стрелки, семафор, шлагбаум, домики, вокзальчик… А вагончики какие! А тепловозики!.. Впрочем, большинству советских детишек приходилось о таком чуде только мечтать: и дорого, и «не достать». Да и где прикажете раскладывать – в коммуналке, где вся семья в одной комнате? Или в «хрущёвке», в шестиметровой детской, где только кровать и стул помещаются? Так что детям приходилось завистливо любоваться этими чудо-поездами в гостях у редких счастливчиков-сверстников. Ну, или в железнодорожном музее.
Фото от prostooleh на Freepik
Однако был вариант и покруче. Не просто играть в заводную железную дорогу, а попробовать себя уже совсем «по-взрослому» – в роли машиниста, стрелочника, дорожного мастера, дежурного, кондуктора, начальника станции… В настоящей форме, на настоящем вокзале, в настоящем поезде! Вернее, в настоящем, но поменьше – и узкоколейный путь, и подвижной состав. Как раз по росту, как мечталось!
С довоенных лет в СССР существовали детские железные дороги – ДЖД. Самая первая появилась в 1932-м, в парке им. Горького. Правда, история с ней какая-то загадочная. Просуществовала первая ДЖД совсем недолго и таинственно закрылась в середине 30-х, без сообщений в прессе. Упоминаний о ней практически нигде нет. Удивительный человек, энтузиаст Дмитрий Сутягин, кропотливый и бережный собиратель материалов обо всех детских железных дорогах бывшего СССР, называет только два источника: несколько скудных строчек в книге А.И.Волкова «25 детских железных дорог СССР» (Воронеж, 1936) и газету «Вечерняя Москва» от 9 января 1933 года. Но и здесь загадка. Я нашла в архиве скан этого газетного выпуска, но ни фотографии, ни статьи не обнаружила. Есть крошечная заметка о паровозах-гигантах «ИС», названных так в честь Иосифа Сталина – и все. О детской железной дороге – ни слова.
Тепловоз ТУ7А (стилизованный под паровоз) на Новосибирской ДЖД. Фото А. Savin
Известно только, что находилась эта таинственная ДЖД в Детгородке парка им. Горького, протяженность ее составляла 528 метров и она имела депо, собственную электроподстанцию и две тупиковых остановки, на одной из которых не было никаких вокзальных построек. Примечательно, что дорога была электрифицированной: по рельсам бегал самодельный трёхвагонный электропоезд, в котором средний вагон был моторным, а оба головных – прицепными. Предположительно, этот удивительный состав построили пионеры со станции Подлипки московского железнодорожного узла.
Это вообще было традицией: дети сами с энтузиазмом строили свои ДЖД. Именно так, пионерскими руками, была выстроена ДЖД в Тифлисе (ныне – Тбилиси). Проектировали дорогу студенты Тифлисского института железнодорожного транспорта. И проектные, и строительные работы велись совершенно бесплатно, по выходным. Дорога имела две станции: Пионери (Пионерская) и Сихарули (Радостная). Этой ДЖД, собственно, и достались лавры первой детской железной дороги. Пережив Великую Отечественную войну, оттепель, застой, развал СССР и кризис 90-х, реконструированная в самом конце ХХ века, она существует и сейчас. Правда, скорее, в качестве аттракциона: обслуживают ее уже не дети, а взрослые.
Остается только гадать, почему же так бесславно была вычеркнута из истории по-настоящему первая советская ДЖД? Может быть, это событие было связано с волной репрессий, затронувших знаменитую «Фабрику счастья» – ЦПКиО имени Горького. Парк в те годы возглавляла молоденькая Бетти Глан – ей было всего 26 лет.
Получив «путевку в жизнь» от наркома просвещения Луначарского и заручившись поддержкой мужа – югославского революционера Милана Горкича, – Бетти Глан имела огромные возможности. И, надо сказать, распорядилась ими достойно. Она привлекла к работе по обустройству парка лучших архитекторов и художников-авангардистов, талантливых и, как сегодня сказали бы, креативных. Появилось несметное количество развлечений: концертные площадки, карнавалы, аттракционы. На огромном пространстве было где развернуться! Вот и ДЖД в парке появилась как раз в годы ее руководства. Летом 1934-го в ЦПКиО побывал великий писатель Герберт Уэллс. Прогулявшись по территории, он пришел в восторг и назвал парк «комбинатом культуры и фабрикой счастливых людей».
Бетти Глан и Герберт Уэллс с сыном. Архивное фото
В 1935 году Бетти Николаевна Глан стала депутатом Мосгорсовета. В 1936-м был утвержден проект по удлинению парковой ДЖД на 410 м, запланирована постройка нового депо… А в 1937 провернулся жернов репрессий: муж Бетти Милан Горкич был расстрелян, а сама она обвинена в троцкизме и арестована. Арестованы были и многие другие сотрудники «фабрики счастья», вплоть до слесаря и электрика. Какими уж там они были «троцкистами», можно себе вообразить, но в парке грянули перемены. Канула в Лету и ни в чем не повинная ДЖД. Есть версия, что ее так тщательно вымарали из истории еще и ради «прогиба» перед Сталиным: где, как не на родине «вождя всех народов», должна была возникнуть первая ДЖД?
Впрочем, никаких документальных подтверждений этому нет и вряд ли найдется. Тем не менее, так это было или нет, но получившая широкую огласку в советской прессе Тифлисская детская железная дорога дала старт настоящему буму детского строительства по всей огромной стране: ДЖД возникали, как грибы – только за шесть предвоенных лет их насчитывалось 20. К концу же советской эпохи их было 52, представляете? Целая детская железнодорожная империя!
Фото: Киевская ДЖД. Подпись: Паровоз Гр-336 на Киевской детской железной дороге. Фото: Serguei Trouchelle
ДЖД, помимо радости, приносило огромную пользу государству: она стала настоящей кузницей кадров для «настоящей», взрослой железной дороги. Прозанимавшись несколько лет, дети получали профессиональные навыки, и их с распростертыми объятиями принимали во все учебные заведения соответствующих направлений.
После тихого закрытия ДЖД в парке Горького, в 1939 году возник новый проект московской детской железной дороги. Местом был выбран Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловский парк). Проект обустройства парка был задуман с размахом: гигантский стадион, в центре — огромный пруд (аж в 100 га!) с яхт-клубами и пляжами на 10 тысяч отдыхающих, в восточной части — крупнейший в мире зоопарк. Детской железной дороге отводилась почетная и практичная миссия транспортной связки всех этих чудесных локаций…
Один из вариантов проекта вокзала первой станции. Автор проекта М.Т. Смуров. Рисунок из журнала «Строительство Москвы», 1940 год
Столичная ДЖД должна была стать лучшей. На этот раз проектирование решили отдать специалистам. Был объявлен конкурс на лучшие проекты зданий вокзалов. Все они имели право быть в разном стиле, но быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Длина трассы тоже должна была стать рекордной: Проект был утвержден в 20 июня 1941 года, а через два дня грянула война. Одному из самых масштабных и амбициозных проектов не суждено было сбыться.
А что же Ленинград? Конечно же, наш любимый город готов был подхватить московскую эстафету! Один проект предусматривал строительство ДЖД от Витебского вокзала до Детского (бывшего Царского) села. Фактически, маршрут в точности повторял бы маршрут исторической императорской ветки, сооружённой в 1901 году для визитов царствующих особ в предместья тогдашней столицы. Был и другой проект, одобренный Комиссией Ленсовета, согласно которому дорога должна была пройти по правому берегу Невы от Финляндского железнодорожного моста до реки Оккервиль, затем по её берегу и вдоль проектной границы города до Невского лесопарка.
К сожалению, ни один из этих проектов не был реализован – началась Великая Отечественная война, и всем стало уже не до детских железных дорог…». К строительству ленинградской ДЖД вернулись уже после войны. Место было выбрано совсем другое – недалеко от станции Удельная. Объяснялось это вполне практично: район Удельной тогда был настоящей глушью, добирались туда только трамваем. И ДЖД планировали сделать связующей нитью от ЦПКиО им. Кирова (Елагин остров), вдоль территории Комендантского аэродрома, до посёлка Келомякки (Коломяги). Далее, по дореволюционной Озерковской линии Приморской железной дороги через посёлок Алексеевка и до посёлка Озерки. В то время была идея построить около Удельной новый зоопарк, и тут ДЖД как возможность побывать сразу в двух местах развлечений пришлась бы как нельзя кстати.
Как утверждает знаток Дмитрий Сутягин, «при строительстве дороги было использовано не только старое земляное полотно, но и старые рельсы. Перед отступлением фашисты попытались уничтожать за собой все железные дороги, рубив рельсы на куски длиной 1–2 метра. В таком виде они были уже непригодны для использования на «большой» железной дороге, но вполне сгодились для «малой», где нагрузки на путь, да и скорости существенно меньше. Из рубок сварили рельсы стандартной длины 12,5 м и уложили в путь. На Малой Октябрьской до сих пор можно встретить такие рельсы, на которых обозначен год выпуска: 1878, 1892, 1901, попадается много трофейных рельсов с надписями латинскими буквами…»
Фото: Тепловоз на Озерной. Подпись: Тепловоз ТУ3-001 на станция Озёрная в 1988 г. Фото: Максим Заря
Протяженность трассы была 8,1 км, с тремя станциями: «Кировская» (около ЦПКиО, где сейчас метро «Старая деревня»), «Зоопарк» (на 2-й Никитинской, рядом с храмом Дмитрия Салунского) и «Озёрная» – единственная, которая осталась до наших дней от тогдашнего участка МОЖД – Малой Октябрьской железной дороги. Увы, ленинградская ДЖД оказалась невезучей. В 1964 году произошла страшная трагедия. На переезде, неподалеку от станции «Зоопарк», дрезина, на которой передвигались юные железнодорожники во главе с инструктором, попала под колеса самосвала «Татра». Четверо детей и инструктор погибли, несколько школьников успели соскочить и остаться в живых. После этого ужасного случая дорогу хотели вообще закрыть, но потом все-таки оставили, упразднив одну из станций и сократив трассу до 3 км.
После развала страны, в 90-е годы, произошло еще одна реконструкция МОЖД. Из-за коммерческого строительства потребовалось проложить теплотрассу как раз в том месте, где тянулась узкоколейка. Потом, в начале 2000-х, выстроили новый участок, но по разным причинам в полную силу он так и не заработал. Однако ДЖД есть, и пусть длина пути всего 2 км, летом, во время школьных каникул, любой желающий может прокатиться на поезде, которым управляют дети.
Подпись: кадр из фильма «Смертельная схватка»
Кстати, даже если вы никогда не бывали на ДЖД, в кино вы ее точно видели. Ведь именно на этой детской железной дороге снимался знаменитый эпизод культового фильма «Смертельная схватка», где Холмс и Ватсон спрыгивают с поезда и идут по шпалам, а «чисто лондонский» состав, выпуская бодрые облака пара, скрывается в «типично английском» тумане…
12 июля 2011 года в жизни МОЖД случилось радостное событие: открылся ее южный участок. Малая Царскосельская железная дорога идет от Купчино до Царского села. У нее два станции – Молодежная и Царскосельская, и один разъезд под названием Южный.
Южный участок МОЖД – это возвращение к довоенным истокам: помните проект первой ДЖД? Он ведь местами тянется по тому самому пути, где проходила еще дореволюционная узкоколейная железная дорога, по которой ездила царская семья в свою резиденцию.
Фото и подпись: Локомотивы малой магистрали на станции Царскосельская. Фото: Sanechka1948.
И самое время сказать еще несколько слов – для справедливости. Если уж на то пошло, то самая-пресамая первая детская железная дорога появилась тут, у нас, под Петербургом, в Гатчинском парке. Если уж быть совсем точными – в Верхнем (Голландском) саду. И строили ее собственноручно царские отпрыски. 14 марта 1899 года великий князь Михаил Александрович записал в своем дневнике:
«…Потом Андрей [видимо, вел. кн. Андрей Владимирович], Сиоша, Old Man [воспитатель Чарльз Хис] и я пошли в машинную комнату и в холодном коридоре прибивали рельсы на шпалы и произвели первую пробу электродвигателя на вагончике. В 10 ч. Андрей уехал и я продолжал работу до 10 ¾ ч…»
Спустя неполный месяц, 11 апреля 1899 года, в дневнике появляется такая запись: «…Утром в 7 ½ ч. Андрей, Siocha и я пошли на элек[трическую] ж[елезную] дорогу, где ставили стрелку и пускали вагончик (он раз кувырнулся). В 10 ½ ч. приехал Юрка. В 11 ч. мы пошли в церковь. Потом был воскресный завтрак, после которого Смирнов нас фотографировал. В 1 ½ ч. мы пошли на ж[елезную] дорогу. Потом пошли к адмиралтейству…»
Великому князю было в ту пору 20 лет. Вот вам и «не царское это дело». Очень даже царское, выходит. И рельсы прибивали, и вагончики строили. Сами, своими руками! Железная дорога (так и хочется написать «ДЖД»!) в Голландском саду просуществовала до 1917 года. Судя по дневнику великого князя, она к тому времени пришла в упадок.
12 июня 1917 года Михаил Александрович написал: «…Днем играл на гитаре, а после чая Наташа [Брасова, супруга великого князя], Мария В., Дж[онсон] и я поехали на Р. Р. сначала к Адмиралтейству, затем ко дворцу, где сирень, там кусты очень попорчены, потому что все рвали сирень, кому только не было лени. Электрическую жел[езную] дор[огу] тоже испортили окончательно…»
До событий, которые перевернули мир, оставалось совсем немного. И что там железная дорога – вся империя стремительно катилась под откос.
ФОТО: дорога Гатчина. Подпись: Рельсовая дорога у Гатчинского дворца. Архивное фото.
Оглядываясь назад, в прошлое, по истории существования детских железных дорог можно проследить взлеты и падения, время провалов и возрождения нашей страны. Для тех же, кто заинтересовался детскими железными дорогами, просто необходимо заглянуть на сайт Дмитрия Сутягина http://www.dzd-ussr.ru, где вы найдете совершенно уникальные материалы, поражающее своей точностью и многообразием. И немудрено: он ведь сам был воспитанником ДЖД! Но главное, читаются эти статьи очень легко и захватывающе. У автора несомненный литературный талант. Недаром из под его пера вышли толстенные тома по истории детских железных дорог. Рекомендую!
Сегодня во множестве городов России и ближнего зарубежья по-прежнему бодро бегают по узкоколейным путям маленькие поезда с настоящими локомотивами, и дети, которые с упоением работают на ДЖД, учатся быть взрослыми. И пока блестящие нитки рельсов детских железных дорог тянутся в даль, нам есть, во что верить и на кого надеяться.
В добрый путь!
Галина Илюхина