Мир забытых вещей
«Какие забавные пропорции!» — думаю я, разглядывая несоразмерно маленькие ручки персонажей, изображенных на портрете: две нарядные дамы и молодой человек — явно родственники. Наверное, мать с сыном и тетушка? Позируют в самых лучших, дорогих нарядах, всем своим видом демонстрируя довольство и достаток. Неизвестный художник, несомненно, старался — все детали тщательно выписаны: кольца и перстни на руках дам, броши, цепочки — вот, смотрите, какие мы холеные и богатые!
Каждая складочка нарядных одежд, каждая пуговичка «отработана» на совесть. Живописцу не были знакомы премудрости профессионального ремесла вроде пластической анатомии — потому и пропорции искажены. И пусть этот портрет не является произведением высокого искусства, с точки зрения исторической — он просто бесценен. Его увлекательно разглядывать, подмечая каждую мелочь: тут и атрибуты купеческой жизни, и мода двухсотлетней давности… Таких портретов много — «кисти неизвестного художника». Кем они были? Самоучками? Может быть, крепостными самородками? Кто знает. Да и люди, с таким тщанием изображенные на их картинах, со всеми своими жизненными перипетиями, радостями и горестями тоже давно канули в Лету… Я брожу по уютным залам старинного особняка, погрузившись с головой в прошлое.
Тут, в удивительном вологодском музее «Мир забытых вещей», атмосфера этого самого прошлого разительно отличается от величественного холода столичных музеев. Словно повернув рукоять машины времени, ты оказался в гостях, а хозяева вот-вот появятся из дверей гостиной… Я и вправду в ожидании: специально пришла немного пораньше назначенного для экскурсии часа, чтобы успеть получить свои собственные впечатления, «присвоить» себе маленькие открытия, пофантазировать. Ведь так интересно потом будет сравнить и сопоставить их с рассказом экскурсовода.
Я перехожу к другой картине — «Портрет детей помещика А.П.Межакова» работы художника Платона Тюрина. Тут уже чувствуется уверенная рука настоящего мастера. На полотне — дети, трое постарше, двое еще малыши. Но меня вдруг охватывает чувство смутной тревоги. Снова и снова я вглядываюсь в эти хрупкие фигурки, в глаза, которые почему-то кажутся мне совсем не детскими… Оборачиваюсь к другой стене — и встречаю женский взгляд, полный какой-то нездешней печали. Кареглазая дама в терракотовой накидке, из-под кружевного чепца слегка выбилась темная прядка волос. И вновь я долго смотрю, не в силах заставить себя оторваться от ее лица…
Здесь и застала меня подоспевшая экскурсионная группа. Рассказ экскурсовода о заворожившем меня женском изображении впечатлил: оказалось, что, по одной из версий, этот портрет сразу после смерти жены заказал безутешный вдовец, и художник писал картину с умершей женщины. Такое практиковалось — ведь фотографий тогда еще не было, и запечатлеть на память милый сердцу образ можно было лишь при помощи красок и кисти. Вот и нашлась разгадка печали во взоре. Разгадалась и тревога, охватившая меня у портрета помещичьих детей: судьба троих из них сложилась несчастливо. Самые маленькие, мальчик и девочка, умерли в возрасте 9 и 10 лет, а старшего не стало в 29…
Стряхнув с себя мистический морок, мы двинулись дальше. Но теперь к ощущению уюта и теплой «домашности» добавилась какая-то щемящая грусть. И немудрено — сам этот красивый купеческий особняк на тихой Ленинградской улице за два с лишним века настолько густо пропитался аурой своих былых обитателей, что не почувствовать это было просто невозможно.
«Дом с крещатым мезонином» был построен мещанином Иваном Петровичем Армениновым, а после, согласно старинной купчей, был продан опекунами его осиротевших малолетних детей. За два с лишним века дом много раз менял хозяев: то продавался, то переходил по наследству.
Последним его дореволюционным владельцем был купец 2-й гильдии Дмитрий Николаевич Пантелеев — примерный семьянин, отец 17-ти детей. 17-ти! — представляете? И все от одной жены. Крепкая зажиточная семья, успешная торговля галантерейными товарами, большущий роскошный дом — полная чаша: живи себе и радуйся. В архиве музея хранится трогательное поздравление:
«Дорогой папа,
поздравляю Васъ с днем Ангела!
Желаю Вамъ Сердечно,
Папаша дорогой,
Чтобъ весело, безпечно,
В кругу семьи родной
Всегда вы проводили
Дни Ангела свои,
И долго бъ долго жили
На радость всей семьи.
Ваша дочь Тося.
2 июня 1900 г.»
Но грянула революция, и мир, казавшийся таким надежным и устойчивым, рухнул в одночасье, рассыпался, точно карточный домик. Усадьбу национализировали, а купца с женой и младшими детьми, что по малолетству еще жили с родителями, сослали далеко-далеко, на Кольский полуостров. Там Дмитрий Николаевич Пантелеев и умер — в нужде и забвении, никогда больше не увидев родных пенат…
Только в 1974 году дом на Ленинградской, 6, был признан объектом культурного наследия. И то благодаря некому казусу: долгое время считалось, что в этом доме жил писатель-народоволец Павел Засодимский, известный своими революционными взглядами. Планировалось сделать здесь литературный музей, но фактов, подтверждающих проживание писателя именно по этому адресу, найдено так и не было. Позже выяснилось, что Засодимский действительно жил в доме купца Пантелеева, однако совсем другого — не Дмитрия Николаевича, а Николая Ивановича, в доме на нынешней ул. Победы, 30, который до наших дней не сохранился. Но тем не менее, особняк на Ленинградской, 6, благополучно был взят под государственное крыло, пережил, по счастью, развал СССР, и с 1991-го в нем живет «Мир забытых вещей» — как филиал Государственного Вологодского музея-заповедника.
Здесь, в музейных залах — кабинет, гостиная, столовая, детская, — столь кропотливо и достоверно воссозданы интерьеры минувшей эпохи, что, кажется, закроешь глаза — и дом наполнится звуками: детский смех, топот маленьких ножек по лестнице, приглушенная старинная мелодия — кто-то музицирует на фортепиано. Бьют часы в кабинете, в столовой мирно звенит посуда — накрывают стол к вечернему чаю…
А усадьба, словно шкатулка с секретом, продолжает открывать свои чудеса. Сколько же здесь собрано изумительных и диковинных предметов! Дамские радости — бонбоньерки, флаконы, веера, всяческие изящные мелочи, которым и названия-то не знаешь, и о значении не сразу догадаешься. Непривычно и вкусно звучат слова из уст экскурсовода: жирандоль, миракль, жардиньерка… Воистину — мир забытых вещей. Множество статуэток, кружевные салфетки и скатерти (а как без них? Вологда же!), вышивки и прочие рукоделия. Посуда, предметы сервировки — вообще отдельная песня. Изящные сервизы с тончайшим цветочным орнаментом, чашечки костяного фарфора, прозрачные на свет… Очаровательный мини-самоварчик так и называется — «эгоист».
А чего только стоят массивные столовые приборы! Ножей столько, что глаза разбегаются. Один, у коего лезвие кончается вилкой, украшен надписью, чтобы не запутаться: «Сыръ». Старинные настольные развлечения — карты, лото, «блошки». А детская! Тут ее зовут «сонечкиной комнатой». О, какие игрушки! Солдатики — те самые, оловянные. Ух, сколько их! И пешие, и конные… А куклы! Целая кукольная комната, почти как настоящая. Век бы смотреть и восхищаться!..
Мой первый визит в «Мир забытых вещей» состоялся без малого полтора десятка лет назад, но врезался в память так живо, словно это было вчера.
Спустя год я вновь приехала в Вологду и, конечно, при первой возможности отправилась в полюбившийся музей. И тут же расстроилась: картины Платона Тюрина (первого, кстати, профессионального художника Вологодчины, получившего столичное образование) с детьми помещика Межакова на прежнем месте не было — ее отправили в другую галерею Вологодского музея-заповедника. Эх, жалко! Однако горевала я недолго: во-первых, картина осталась доступной для вологжан и гостей города, во-вторых, меня она сподвигла прочесть кучу материалов о знатном и знаменитом роде Межаковых, ставшем неотъемлемой частью истории Вологды и окрестностей. Кстати, и вы почитайте — крайне увлекательно, не оторваться! Тут и детектив, и мелодрама, и трагедия…
А в третьих, что самое главное, — атмосфера музея сохранилась в полной мере. Даже показалось, что коллекция приросла экспонатами. Впрочем, здесь их так много, что каждый раз обязательно откроешь для себя что-нибудь новенькое.
В тот же 2010-й год в Вологде произошло еще одно событие, грустное. Случилась авария в музее-квартире Константина Батюшкова — великого русского поэта трагической судьбы. Вот и с музеем история вышла печальная: из-за когда-то нарушенной технологии ремонта в комнатах обрушилась лепнина, завалив штукатуркой помещение. Вердикт властей был неумолим: восстановлению не подлежит. И музей закрыли, упрятав экспозицию в фонд. И все-таки спустя семь лет, в моем любимом музее на третьем этаже появился небольшой зал, посвященный Константину Батюшкову. Тут разместили часть экспонатов из закрытого музея. Так память о поэте нашла приют в «Мире забытых вещей». С одной стороны, радостно, а с другой — немного грустно и символично: название заиграло новыми красками.
Но мне думается, что здесь, на Ленинградской 6, душе поэта покойнее и теплее, чем там, где он провел последние, самые мучительные годы своей жизни. Сотрудники и друзья музея — коллектив энтузиастов, влюбленных в свое дело, — не просто сохраняют память о прошлом, но и делают всё для соединения его с настоящим. Тут, в красивом камерном зале, проходят прекрасные литературные и музыкальные вечера, проводятся выставки современных художников, ставятся замечательные спектакли. И каждый год, традиционно в конце мая, силами заслуженного артиста РФ Всеволода Чубенко и автора-исполнителя Владимира Сергеева, исполняется трогательный и мудрый спектакль «Память сердца», основанный на творческом наследии Константина Батюшкова. И так органично звучат здесь, в музее, слова из его великолепного стихотворения «Мой гений»: «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…»
Память сердца, память вещей, память города… Удивительный Мир Забытых Вещей оживляет прошлое, возвращая каждого из нас к нашим общим истокам.
Я скучаю по этому волшебному месту и белой завистью завидую тем, кому еще только предстоит пройтись по тихим музейным залам, напитаться умиротворяющей атмосферой покоя старинных дворянских усадеб, уютным теплом, слегка подернутым дымкой светлой печали по ушедшему.
Фотографии предоставлены администрацией группы ВКонтакте “Друзья музея “Мир забытых вещей”
Галина Илюхина