Похороны понарошку: можно ли детям играть “в такие игры”?
В январе куратор проекта «Бережная поддержка» Анастасия Баканова проводила открытую лекцию «Детское горе в дошкольном учреждении» для педагогов и психологов, где мы получили очень живой отклик от воспитателей детских садов. На встрече была рассмотрена интересная ситуация, когда дети начинают играть «в похороны». Можно ли детям играть в такие игры, устраивая похороны понарошку? Как родителю или педагогу направить такую игру в нужное русло?
Этот вопрос иногда задают родители, и чуть реже – воспитатели детских садов. Действительно, иногда дети дошкольного возраста начинают увлеченно играть «в похороны», «хороня» при этом кукол или друг друга. Антураж этих игр может быть разный, в зависимости от возможностей, но сценарий примерно одинаковый: здесь и гроб, и цветы, и прощание, иногда – и слезы. Все по-настоящему, несмотря на то что «понарошку».
Взрослые очень сильно пугаются таких игр и, конечно же, ругаются, запрещают и даже наказывают. Но прежде, чем запрещать, давайте посмотрим на это глазами ребенка.
Появляясь на свет, ребенок познает окружающий мир сначала телом, в первое время – через рот. Именно поэтому дети все пробуют на вкус, — это самый доступный и понятный для них источник информации о мире. По мере развития появляется возможность не только «тянуть все в рот», но обследовать свойства предметов, изучая их возможности – стучать, бросать, собирать их и, конечно же, разбирать. Интересно ведь, как все устроено!
С появлением у ребенка речи возможности познания мира заметно расширяются, и от знакомства с окружающими предметами он переходит к знакомству с социумом – отношения между людьми, их роли, правила поведения и взаимодействия. И здесь основным способом познания становится игра: ребенок «примеряет» на себя все те отношения и ситуации, которые видит вокруг. Так он учится. Взрослые учатся иначе: если нам с вами что-то непонятно, мы можем погуглить, спросить у других людей, почитать в книгах. А для ребенка самый простой способ понять – поиграть в это. Вот они и играют в «дочки-матери», «школу», «войнушку», «похороны»…
Таким образом, игра детей «в похороны» — это детский способ попробовать понять, что такое смерть и как можно справляется с горем. Не будем скрывать, что и взрослые иногда играют в похожие игры, просто у взрослых это называется танатопрактиками или танатотерапией. Но смысл этих игр – универсальный: «понарошку» прикоснуться к таинству смерти, почувствовать предел жизни, увидеть себя со стороны и понять, что ты сможешь это выдержать. Конечно, дети не ставят перед собой таких сложных задач, но через игру они могут ответить себе на вопросы, которые иногда бывает очень трудно сформулировать словами да еще донести их до взрослых.
Что же делать, если вы стали невольным свидетелем таких игр? – Попросите взять вас в игру. И если вам разрешат, то играйте вместе с детьми. В этой игре можно показать детям ритуалы, связанные с сохранением памяти или выражением чувств. Почему в гроб кладут цветы? Какие слова говорят о том, кого хоронят? Как люди поддерживают друг друга? Почему на похоронах важно быть вместе? Почему люди приходят на могилу? Почему люди на похоронах плачут?
Как много этих «почему», на которые важно получить ответы.
…Помню, как мой сын лет в 5 нашел на дачной дорожке раздавленного машиной крота. Он посмотрел на меня и очень серьезно сказал: «Мама, мы должны его похоронить. Это плохо – оставлять его здесь». И пришлось мне искать лист лопуха, чтобы подобрать крота с дороги и найти ему достойное место упокоения. Это были настоящие похороны, – с цветами, словами прощания, могилкой и даже крестиком из палочек, перевязанных травинкой.
Смерть учит нас жизни, а похороны – прощанию и состраданию. И если мы, взрослые, не учим этому детей, то пусть у них будет шанс научить этому нас.
Психолог Анастасия Баканова