Центр мемориальной культуры

Предвосхищающее горе

Иногда горе приходит внезапно вместе с известием о смерти, а иногда с горем мы встречаемся задолго до того, как умирает наш близкий, – например, когда узнаем о неизлечимой болезни или о том, что болезнь достигла терминальной стадии. Это горе часто называется предвосхищающим, но протекает оно практически так же, как и «обыкновенное», – переживая предвосхищающее горе, человек сталкивается со множеством чувств, испытывая глубокие душевные страдания от понимания того, что его близкий умирает. Однако в этом горе есть несколько важных отличий.

Во-первых, люди, переживающее предвосхищающее горе, стараются сдержать в себе все те чувства, которые вызывает у них болезнь, умирание и предстоящее расставание с близким (страх, вину, злость, гнев, обиду и т.д.), прикладывая усилия для того, чтобы окружающие видели лишь их оптимизм и уверенность. Отличительной особенностью предвосхищающего горя является внутренний запрет на проявление горюющим своих чувств, который часто поддерживается и окружающими: «Чего ты его оплакиваешь, он же еще живой?». Если оплакивание мертвых – естественный процесс, то оплакивание живых часто кажется противоествественным. В этом случае горе приобретает черты бесправного, так как горевать о еще живом человеке кажется достойным порицания.

Второе характерное отличие – это выраженное избегание любых столкновений с темой смерти, – люди пытаются не говорить о приближающейся смерти и даже не думать о ней; часто – любыми способами не допускать до себя мысль о том, что близкий человек может умереть. Размышления о вероятной смерти вызывает в этом случае сильную вину или приступы паники. Даже когда вероятность смерти близкого признается на уровне мыслей, на уровне чувств утрата продолжает отрицаться. Примерно такое же отношение формируется и к болезни: ее значимость и летальность субъективно занижаются. Часто такое выраженное отрицание смерти приводит к тому, что потом человек не может вспомнить каких-то событий, связанных с болезнью своего родственника, а иногда из памяти вытесняются и события повседневности того периода (учеба, работа, общение с друзьями, – «все как в тумане»).

Третье отличие предвосхищающего горя заключается в том, что ситуация «между жизнью и смертью» провоцирует возникновение большого числа как внутренних (психологических), так и внешних (социальных) конфликтов. Человек, переживающий умирание своего близкого, оказывается перед сложными жизненными и экзистенциальными выборами:

  • принять смерть или прикладывать усилия для излечения?
  • держаться за надежду или позволить себе горевать?
  • говорить с близким человеком о приближающейся смерти или поддерживать у него иллюзию, что «все хорошо»?
  • продолжать жить «своей жизнью» или помогать умирающему проживать его жизнь?
  • позволить себе быть слабым или прилагать усилия, чтобы казаться сильным и т.д.

Все эти переживания делают предвосхищающее горе очень трудным этапом в жизни человека, к которому зачастую прибавляются еще заботы об уходе за болеющим, а также сопутствующие утраты (например, необходимость переезда, развод, конфликты с родственниками, невозможность получить поддержку от друзей и т.д.).

Сложность предвосхищающего горя «объективна»: очень трудно найти баланс между жизнью и смертью; навсегда прощаться с тем, кто еще жив; видеть непоправимые изменения и одновременно верить в лучшее; принимать за реальность то, с чем трудно мириться даже в мыслях. Более того, предвосхищающее горе не освобождает от горя последующего, которое человек переживает уже после утраты…

Что может помочь в этой ситуации, которая кажется безвыходной? Поиск того самого баланса:

  • между заботой о другом и заботой о своей собственной жизни,
  • между страданием от грядущего расставания и признанием ценности тех отношений, которые складывались все эти годы;
  • между неумолимой правдой болезни и умирания и значимости собственных чувств, которые имеют право по-своему переживать эту правду;
  • между мнением других людей и собственной потребностью в поддержке;
  • между принятием смерти как неизбежного для всего живого и ценности той минуты, которая проживается в отношениях с умирающим прямо сейчас и, которая, возможно, будет согревать «после».

Когда человек горюет, его не спасает избегание правды или отрицание смерти, которые кажутся на первый взгляд хорошими «успокоительными». Исцеление начинается с горького лекарства под названием «принятие», которое позволяет быть более осознанным и делать более осознанными свои отношения, прощание, умирание и смерть. А заодно жизнь и любовь.

Анастасия Баканова

Назад

Любое копирование материалов допускается только с разрешения правообладателя  памятьбесконечна.рф