Хранители памяти: памятники и люди
Елена Чач – историк, писатель, журналист и режиссёр, уже много лет ведёт передачу «Хранители памяти» на телеканале «Союз». Герои передачи – памятники христианской культуры: иконы, храмы, древние рукописи. Именно они доносят до нас память о событиях и традициях многовековой давности. Однако за ними всегда стоят те, кто оберегает самих хранителей от потерь и разрушений. Мы поговорили с Еленой о том, как все начиналось и какие сюжеты вошли в «золотой фонд» передач.

– Елена, когда вышел первый выпуск «Хранителей памяти»?
– Передача стартовала в начале мая 2013 года, а недавно вышел в эфир 514-й выпуск. Началось всё с большого цикла передач из петербургского Музея истории религии, затем стали выходить выпуски из других музеев, из библиотек, храмов и монастырей, в том числе из Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Третьяковской галереи, Музея истории Санкт-Петербургской епархии, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Донского и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастырей.
Основное внимание в передачах сосредоточено на памятниках христианской культуры, но рассказы о них не обходятся без воспоминаний о людях, которые помогли их сохранить, есть и отдельные выпуски, посвящённые таким людям.
Случаются и событийные сюжеты. Основная их часть – это выставки предметов церковного искусства, проходящие в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Я часто относилась к таким съемкам как к текущим рядовым событиям, не придавала им особого значения. Но оказалось, что некоторые музеи не выпускают каталоги временных выставок, и для них эти передачи очень важны: они становятся памятью о прошедшей выставке и своего рода «видеокаталогом», потому что после закрытия экспозиции предметы возвращаются в фонды и их можно увидеть только в «Хранителях памяти».

– Какие сюжеты для вас стали наиболее интересными, дорогими сердцу, может быть, неожиданными?
– Для меня очень ценны и неожиданны оказались циклы передач с Русского Севера: мы с оператором дважды ездили туда для съемок программы по приглашению проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Они организовали поездку по труднодоступным местам Архангельской области, где стоят древние деревянные храмы, которые волонтёры проекта стремятся спасти от разрушения.
В интересный цикл вылились передачи, связанные с блокадной тематикой: в них удалось не только показать предметы, свидетельствующие о православной вере защитников Ленинграда, но и побывать в местах, где шли бои, пообщаться с участниками военно-исторических акций. И вот сейчас, уже несколько лет спустя, я работаю над большим документальным фильмом на эту тему.
Были уникальные, на мой взгляд, съемки, посвящённые событию обретения мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в 1992 году. Удалось записать интервью с непосредственными участниками событий – владыкой Тихоном (Шевкуновым), ныне покойным историком Сергеем Беляевым, иеросхимонахом Валентином (Гуревичем). Помимо программ, был сделан небольшой документальный фильм, который собрал несколько десятков тысяч просмотров в Интернете; его до сих пор смотрят, комментируют, просят для размещения на каких-то ресурсах.
Также не могу не вспомнить съемки из восстанавливаемого на тот момент московского Зачатьевского монастыря, в которых приняла участие сама настоятельница этой обители – игумения Иулиания (Каледа). А о древней истории монастыря и сделанных на его территории археологических находках рассказывал руководитель археологических работ, крупнейший специалист в области культуры Древней Руси Леонид Беляев. Материал передач из этого цикла тоже был объединён в цельную композицию почти часового телевизионного документального фильма.

Конечно, мне очень дороги съемки передач из Государственного исторического музея и из Государственной Третьяковской галереи, особенно с той части её постоянной экспозиции, где представлены древнерусские иконы. Когда видишь «вживую» памятники, которые изучал по альбомам и учебникам в школе и в вузе, ещё и имеешь счастье делать о них передачи, слушать рассказы специалистов, занимающихся их исследованием, – это дорогого стоит. Мы снимали и в храме-музее святителя Николая в Толмачах, где находится Владимирская икона Божией Матери, и нам посчастливилось снять не только её и другие святыни, находящиеся в храме постоянно, но и икону «Троица» Андрея Рублёва во время её принесения в храм для поклонения (до этого мы сняли её в экспозиции), это в каком-то смысле уникальный материал.
Очень дороги мне съемки, сделанные в Троице-Сергиевой лавре, в её Ризнице, где хранятся личные вещи преподобного Сергия и другие древние святыни, многие из которых являются высочайшими образцами русского церковного искусства.
Особняком среди «музейных» историй стоят выпуски, посвящённые теме милосердия и истории Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко – сама возможность съемки на такой «закрытой» территории достаточно интересна. Там тоже есть свой небольшой музей, но рассказ об истории госпиталя был шире рассказа о музейных экспонатах.
Вообще долго могу перечислять, всё-таки 514 выпусков – это много, никого не хочется обидеть, сейчас я назвала только то, что в первую очередь пришло в голову, это не значит, что все остальные выпуски чем-то хуже или малозначимее.
– Откуда черпаются идеи для сюжетов? И что вдохновляет в подготовке передач?
Как уже, наверное, стало понятно, передача не «сюжетная», никаких особых идей для неё не возникает, за редким исключением. Обычно это просто приглашения на съемки со стороны музеев, храмов или организаций, а также иногда я сама обращаю внимание на какие-то интересные памятники и выставки, какие-то древние храмы и монастыри, либо обращает такое внимание моё начальство, и мы пытаемся организовать съемки.

– Достаточно ли сегодня сохраняется память о наших истоках, об истории края и пр.? И какие проекты нужны, чтобы лучше сохранять эту память?
Я не специалист в таких вопросах, но, мне кажется, что в рамках профессиональных (исторических, музейных и т.п.) сообществ такая память сохраняется достаточно качественно. Однако она весьма слабо транслируется в массы, здесь не хватает проектов, могущих заинтересовать людей (особенно – молодёжь). Проектов, в которых, помимо информационной, была бы эмоциональная составляющая, что-то, что делает людей сопричастными этой памяти. Потому что, например, когда человек восстанавливает древний храм и при этом узнаёт его историю, или приезжает в места, где советские воины гибли, защищая его город, и приводит в порядок старое воинское захоронение – это совсем другой уровень памяти.
Я сейчас привела два примера, с которыми сталкивалась во время съемок своих передач. Мне кажется, таких проектов, вовлекающих людей в процесс деятельной заботы о памятниках родного края, родной страны, должно быть больше. Это помогает не только помнить прошлое, но и беречь то, что нам об этом прошлом напоминает. И, конечно, хорошо, когда выходят фильмы, которые трогают сердца людей, заставляют их эмоционально пережить события, что намного лучше изучения сухих фактов.
Юлия Медведева