Центр мемориальной культуры

«Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

25-26 октября 2023 года в РГПУ им. А.И. Герцена / Herzen University проходила IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании».

Куратор проекта «Бережная поддержка», к.психол.н., доцент Анастасия Баканова выступила с докладом, в котором психологическая помощь семье и детям в ситуации смерти родителя была представлена с позиции различных систем.

Первая система – семейная – является важнейшей опорой для ребенка. Поэтому одной из значимых задач психологической помощи является определение основных потребностей семьи в контексте переживания горя, среди которых могут быть не только напрямую связанные с гореванием (выражение чувств, принятие факта утраты и др.), но и сопутствующие – например, обучение родителей и детей методам самоконтроля, информирование родителей о специфике детского горя и т.д. Среди форм помощи может быть индивидуальное и семейное консультирование, а также психологическое просвещение, в том числе – обучающие группы для родителей.

На уровне второй – школьной системы – также может быть осуществлена поддержка горюющего ребенка. Среди форм помощи в этом случае актуальным становится психологическое просвещение учителей по вопросам горя, что позволит организовать в школе соответствующие мероприятия.

 Третья система – социальная – представлена достаточно широким сообществом помогающих специалистов, где семья и ребенок могут получить информационную, социальную, психологическую и другую помощь. Среди возможных форм помощи не только индивидуальные, но и групповые программы реабилитации для детей при поддержке целого ряда специалистов.

Четвертая система представлена культурно-историческим контекстом развития ребенка. И здесь речь может идти, скорее, о формировании, по словам философа А.В. Демичева, «культуры смерти, культуры умирания, культуры переживания тяжелой утраты, культуры утешения», что реализуется на уровне некоторых некоммерческих организаций (например, ЦМК «ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА») и благотворительных фондов (например, «Словом и делом» и др.).

Также при оказании психологической помощи стоит учитывать тот факт, что ребенок на разных этапах своего развития будет переосмысливать те изменения, которые произошли в его жизни и жизни семьи в результате смерти близкого человека. Эта пятая – хроносистема (от древнегреческого «время») – является наиболее широким контекстом для психологической помощи. К этому же контексту необходимо отнести наличие, формирование и поддержание во времени семейных ритуалов памяти, связанных с утратой члена семьи.

Назад

Любое копирование материалов допускается только с разрешения правообладателя  памятьбесконечна.рф