«От угара у нас падали в обморок натурщицы…». Таврическое художественное училище в 1950-х
К 185-летию Таврического художественного училища:
“…В мастерской училища нравится все: такой родной великолепный запах краски и разбавителей, и заляпанные табуретки, и подиум, и замазанные краской портьеры на окнах, потому что ребята вытирают об них руки; и стеллажи с нашей мазней, и даже запах гари от печки. Ее топят, так как батареи дают недостаточно тепла. От этого угара у нас несколько раз падали в обморок натурщицы. Первую, спортсменку, не успели подхватить, и она разбила себе лицо. На следующих сеансах ее писали сначала с ссадинами, потом — с синими кровоподтеками, следом — со зловеще-желтыми: по мере изменений цветовой гаммы на лице бедной натурщицы, студенты старательно и увлеченно переписывали свои работы.
После этого случая ребята приспособились вовремя ловить несчастных моделей: как только лицо делается белее мела, тот, кто ближе к подиуму, стремительно подскакивает и подхватывает падающую. Одного старичка даже пришлось выносить на балкон, чтобы он отдышался. Благо, позировал он одетым, да и на улице было не очень холодно.
Натурщики много рассказывали о своей жизни. Одна старушка «из бывших» вспоминала, как до революции они жили во Франции — то в Париже, то в Ницце. В 1917-м, узнав о «перевороте», поспешили домой, в Россию, чтобы уберечь свое имение. Вот и «уберегли».
Другой натурщик позировал с гитарой. Он когда-то был солистом Мариинского театра и пел нам арии из «Пиковой дамы». Причем исполнял целые сцены — и за солистов, и за хор, и за оркестр. Я была в восторге, и поэтому он у меня очень хорошо получился: «на пять с похвалой Совета». Тогда у меня почти все живописные работы забирали в фонд, и я, к своему удовольствию, шла домой с просмотра налегке: один-два подрамника. Другие же шли нагруженные, как верблюды”.