Центр мемориальной культуры

«Принять – сохранить – передать» Владимир Стразов о работе реставратора

На ступенях Исаакиевского собора непривычно мало людей сегодня там выходной. Я стою у ограждения и немного нервничаю: мне предстоит встреча с легендарным человеком Владимиром Константиновичем Стразовым, который посвятил реставрации без малого 60 лет. Он выходит, машет рукой кому-то невидимому за тонированными стеклами охранной будки, и на турникете загорается зеленый свет. Мы входим в прохладный полумрак. Собор совершенно безлюден, гулок. Это кажется невероятным. Первый раз в жизни мне довелось увидеть его таким. Я чувствую себя муравьишкой среди этого молчаливого высокого великолепия. Мы с Владимиром Константиновичем присаживаемся на скамейку.

 Почетный реставратор Санкт-Петербурга Владимир Стразов у отреставрированной им картины «Святой Павел»

– Владимир Константинович, какие работы вам здесь приходилось реставрировать?

– Много. Вот, например, одна из последних – картина-икона «Святой Павел», – реставратор показывает на высоченную икону.Это живопись Тимофея Неффа, придворного художника Николая I, середина 19-го века. Здесь много его произведений. Видите – четыре опоры? Это пилоны. Иконы на них – пилонная живопись. Тоже наша реставрация: «Введение Марии во храм», «Сретенье Господне», «Вознесение Христа»… Очень много работ.

 – И еще, наверное, много предстоит?

 – О, да… Моего века на все не хватит… (смеется)

 – А давно Вы работаете в Исаакиевском соборе?

 – Исаакиевский собор начался для меня лет 40 назад. Мы делали иконы для Сампсониевского собора, тогда он входил в музейный комплекс Исаакия, предметы убранства и сейчас за ним закреплены. Нам предстояла работа по реставрации двенадцати икон первой половины 18-го века. Это церковный календарь, Месяцеслов. Иконы были в аварийном состоянии. К некоторым страшно было прикоснуться: они были поражены жучком и основа икон стала рыхлой. Одно укрепление древесины занимало около пяти месяцев. И только после этого икону переворачивали и приступали к реставрации лицевой стороны. Вот с этого Месяцеслова и началась моя реставрация Исаакиевского собора.

 – А как укрепляют древесину?

 – Древесина глубоко пропитывалась специальной смолой, постепенно насыщалась, насыщалась – до самого верха. В результате древесная основа стала очень прочной. Тяжелая, но очень крепкая. Живописные произведения – предметы деликатные, требуют постоянного наблюдения, профилактики. Мы наблюдаем их все эти годы — иконы в хорошем состоянии.

Исаакиевский собор

 – Вы сказали, что 40 лет работаете в Исаакиевском соборе, но Ваш реставрационный стаж давно перевалил за полвека. Чем Вы занимались раньше, как пришли в реставраторы?
– Мой сосед дядя Миша был художником. Я наблюдал за его работой и мечтал поступить в художественно-ремесленное училище №1 города Владимира. Туда нужно было сдавать экзамены: рисунок, живопись, композиция. И вот дядя Миша меня всему этому учил: законам построения рисунка, перспективе, прочим премудростям. У него была своя мастерская, там мы и занимались. После 7-го класса я пошел поступать в училище. Сдал все экзамены, а в приеме мне отказали. Потому что я был хилый: всего 32 кило веса. Мне сказали: «не сможешь работать». Ох, как я расстроился! А мама у меня была партийная, высокой коммунистической сознательности. Она пошла в обком партии бороться с несправедливостью, и у нее получилось: из обкома позвонили в училище и сурово приказали зачислить – оценки-то хорошие, по закону обязаны взять. 

В этом же, 1961-м, году меня послали в Крым на поправку. Я попал в санаторий «Буревестник», где набирались сил ремесленники со всего Советского Союза. И так совпало, что в это время в Крыму отдыхал Гагарин. И поскольку он сам когда-то учился в ремесленном училище, то пришел выступать к нам на вечер: рассказывал, как он летал, а потом пошли фотографироваться. Желающих было так много, что фотографу пришлось отойти метров на сто, чтобы все попали в кадр.
Недели две мы с нетерпением ждали фото. И вот наконец принесли заветную карточку. Стали разглядывать, а там все лица такие мелкие, кто где – непонятно! Даже через лупу смотрели: всё равно никто себя не признал. Гагарина опознали только по фуражке! (смеется)

Владимир Стразов, член Союза художников Санкт-Петербурга, художник-реставратор 1 категории, почетный реставратор Санкт-Петербурга

А потом началась учеба в училище. Мастером у нас был Константин Васильевич Петрушин, специалист высочайшего класса. Учил нас все делать исключительно руками, никаких станков. Обучал работе с инкрустацией: с разными породами дерева, сочетанием с янтарем, перламутром, латунью. После училища год работал на заводе, потом призвали в армию. И попал я в Ленинград, в Главный штаб округа. Взяли меня туда из-за почерка: он у меня был каллиграфический, в училище выработался. Там познакомился с реставраторами, которые восстанавливали паркет. Они говорят: «Что тебе во Владимир ехать? Давай к нам, в реставрационные мастерские!»

И так получилось, что с 1967 года меня взяли на работу в СНРПМ  (Специальные научно-реставрационные производственные мастерские). Вот это и есть точка отсчета моей работы реставратором. А вскоре я попал в большую группу ленинградских реставраторов, которую направили в командировку в Москву, в Большой Кремлевский дворец. И там как раз очень пригодилась моя профессия краснодеревщика. Мы реставрировали двери в залах – огромные, пять метров высотой, инкрустированы черепахой, медью, перламутром… Командировка была рассчитана на два года, но через год я поступил в училище им. Серова в Ленинграде, на специальность художника-реставратора, и отказался от работы в Кремле. Мне очень повезло, это был последний набор на вечернее отделение – я мог учиться и одновременно работать.

Коллектив ленинградских реставраторов  СНРПМ. Большой Кремлевский дворец, 1968. Из книги В.К. Стразова «Живи, картина!»

Я смотрю на Владимира Константиновича и думаю: взять и так запросто оставить работу в Кремле! Ведь Москва и тогда была Москва — зарплата реставратора (да еще и на таком объекте!) в два раза выше, и жизнь ярче, чем в Ленинграде… Но стремление расти и совершенствоваться профессионально победило все столичные искушения.

– Значит, после училища вы стали реставрировать живопись? А где?

– Мне приходилось работать во многих музеях:  и в Эрмитаже, и в Русском музее, и в музее Анны Ахматовой, в разных дворцах и особняках, и, конечно, в храмах. Много где, всё не упомнить…

– Были ли случаи, что под слоем реставрируемой картины обнаруживается другая?

– Бывало, да. Приходит вещь в реставрацию. Мы делаем исследования: химико-технологические, оптико-физические – в инфракрасных, ультрафиолетовых лучах и в рентгеновском излучении. И рентген показывает, что под живописным слоем есть еще один. Такое случилось, например, с иконой в Сампсониевском соборе: смотришь на икону – одна голова, а рентген показывает, что под ней еще одна. Значит, в процессе создания иконы автор вносил изменения.                                                                                                        

Перед началом работы реставратор  составляет подробное описание о состоянии сохранности предмета и пишет дефектную ведомость.  И в процессе каждая операция описывается подробно, как история болезни: что делали, какими материалами, обязательно дата, время. По окончании работы составляется реставрационный паспорт, чтобы потом, в будущем, реставраторы доподлинно знали, какие манипуляции проводились с картиной.

А вам приходилось сталкиваться с работой предшественников-реставраторов?

– В Исаакиевском соборе встречается много следов послевоенной реставрации. При исследовании икон в ультрафиолетовом свете мы видим так называемые записи — тонировки, лежащие на авторской живописи. Это значит, что икона подвергалась реставрации, но документально это зафиксировано не было. И мы очень тщательно расчищаем авторскую живопись, удаляя эти записи. Хотите посмотреть, как это происходит?

Картина «Сошествие Святого духа на апостолов» 1846-1848 гг. Тимофей Нефф. До и после реставрации. Из книги В.К. Стразова «Живи, картина!»

Ещё бы, конечно хочу. Не то слово, как хочу! Но где? Я оглядываюсь по сторонам. Никаких лесов, никаких людей в передниках и нарукавниках. Вокруг — торжественный, роскошный соборный зал, никаких следов работ не видно.

Владимир Константинович улыбается:

– Сейчас вы увидите совсем другой Исаакиевский собор. Обратите внимание на стену слева от алтаря. Ничего не замечаете?

Я приглядываюсь, и вдруг понимаю, что это баннер! На всю высоту собора, с иконами, мрамором… Фантастика.

– Да, стена собора была детально сфотографирована, а потом все распечатали в натуральную величину и смонтировали! – говорит Владимир Константинович, нажимает тайную кнопку, и мы идем… сквозь стену. Вернее, сквозь замаскированную дверь в стене. «Как в сказке про Буратино» думается мне. Маленькая узкая лестница ведет наверх, по металлическим строительным лесам. Наверху, на высоте левой части алтарного иконостаса большая дощатая площадка. Посредине на огромном столе лежит икона. Молодой человек в специальных очках водит над нею каким-то светящимся прибором.

– Это мой коллега, Константин Ефимов, он как раз выявляет записи в ультрафиолетовых лучах. Подойдите поближе и увидите сами.

 Я робко подхожу, смотрю на поверхность. И действительно в бледно-сиреневых лучах проявляются темные пятна и узенькие полоски. Это и есть тонировка, следы прежних вмешательств. Владимир Константинович подводит меня к стене. На ней множество фотографий, явно развешенных в строгой последовательности.

 – Тут зафиксированы все этапы работы, все операции. Первое фото – объект до реставрации. Потом – результаты исследований. Дальше – промежуточные процессы…

Картина «Вознесение Христа» 1846-1848 гг. Тимофей Нефф. До и после реставрации. Из книги В.К. Стразова «Живи, картина!»

Владимир Константинович, я вижу, у вас работают молодые профессионалы… А со студентами Вам приходится работать?

 – В Москве есть Союз реставраторов, который организует выездные школы. Берут студентов со всей страны и вывозят в разные города. Я много с ними ездил – в Архангельскую область, в Ошевенск. И сюда приглашал на практику. И вне школы тоже – приглашаем будущих реставраторов к нам на работы, учим. Стараемся молодежь подтянуть.

 – А как молодежь, тянется? Или не особенно хочет?

 – Знаете, когда я учился в Серова, у нас в группе были одни ребята. Если две девочки в группе – то уже много. А сейчас, на удивление, все наоборот. Придешь в Академию на реставрационный факультет – одни девочки. В лучшем случае – один-два парня.

Как Вы полагаете, с чем это связано? Ребята стремятся в более доходные профессии?

– Да что говорить, зарплата средняя. По нынешним меркам маловата. Время другое, подход государства к реставрации поменялся. Объявляются тендеры, и выигрывает тот, кто сделает быстрее и дешевле. Куда это годится? Реставрация – труд кропотливый и затратный. Я всегда привожу пример из медицины. Представьте: вам нужно делать серьезную операцию. И объявляют тендер. Профессор говорит: операция продлится несколько часов, через месяц вас выпишут. Другой врач говорит: я готов прооперировать за час, через три дня – выписка. А санитарка Маша говорит: а я справлюсь за пять минут – и сразу домой! И тетя Маша выиграла. Вы ей доверитесь?

 Модели трех Исаакиевских храмов. 

 – Не доверюсь, конечно. А в реставрации, выходит, доверяют?

 – Бывает, да. И это очень печально. И еще печально, что наша профессия совсем нигде не звучит, мало обращается на нее внимания. Редко-редко по телевизору что-то о реставраторах промелькнет. Откуда возьмется интерес к профессии? А ведь мы – культурная столица! И специалисты у нас – просто клад, и реставрационная школа – лучшая. Вы знаете, например, кто из руин восстановил Петродворец или Царское село? Никто не скажет, а ведь это были настоящие герои.

Нам довелось 12 лет проработать в Словении на восстановлении католической церкви Св. Екатерины. Так вот там в музеях на табличке с указанием автора и названием картины обязательно стоит дата реставрации и имя реставратора. Чтобы люди понимали, какую красоту им вернули, и кто это сделал. Это справедливо.

Правда, у нас в Петербурге, в Союзе реставраторов, есть аллея славы. 1 июля, в День реставратора, выставляются стенды с фотографиями и именами мастеров. Раньше в этот день присваивали звания: Почетный реставратор I, II и III степени, и вручали денежные премии. А теперь – нет. С нынешнего года вместо звания почетного реставратора ввели – «заслуженный». Хотелось бы, чтобы при присвоении этого звания простые труженики-реставраторы не остались без внимания…

Поразительная забота о коллегах. И скромность. Я заметила, что в нашем разговоре Владимир Константинович, говоря о работе, ни разу не сказал «я реставрировал». Всегда  – «мы». 

Мы идем по собору. Я смотрю на потрясающие полотна  – огромные, живые, словно только что вышедшие из-под кисти художника. И почти про каждую Владимир Константинович говорит: это мы реставрировали… И это… И это тоже…

–  Что бы вам хотелось сказать будущим реставраторам?

 – Наш принцип как у медиков: не навреди. Нужно очень серьезно, очень внимательно относиться к своему делу. Как можно больше сохранить авторства в работе. В нашем городе, возрожденном после блокады, после страшной военной разрухи, мы просто обязаны сберегать это наследие. Самая главная задача реставратора – принять вещь, сохранить и передать следующему поколению.

Прощаемся у выхода. Я благодарю Владимира Константиновича за беседу, за эту удивительную встречу в  Исаакиевском соборе, и мне никак не подобрать нужные фразы, чтобы выразить свое восхищение его многолетним трудом  таким кропотливым и одновременно таким масштабным, что кружится голова.  

…Я медленно иду по Малой Морской. Оглядываюсь на Исаакий, открывший мне сегодня немного своих тайн. И вспоминаю формулу Владимира Константиновича. Всего три слова, но как же точно они отражают сущность работы реставратора, как ясно рисуют связь между поколениями!

«Принять сохранить передать».

Галина Илюхина

Фотограф Александра Климова

Назад

Любое копирование материалов допускается только с разрешения правообладателя  памятьбесконечна.рф